Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
2. Какие единые элементы одежды делового стиля необходимо ввести в учреждениях общего среднего образования?
Всего 549 человек
Голосование
1. Как Вы считаете, нужно ли вводить в учреждениях общего среднего образования единую форму одежды для учащихся?
Всего 548 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 1170 человек

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Дата: 8 ноября 2016 в 20:10, Обновлено 25 октября в 17:40

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2016-2020 ГОДЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ программы   воспитания государственного учреждения образования 
«Средняя школа № 31  г. Гродно»

Наименование Программы

Программа  воспитания государственного учреждения образования «Средняя школа № 31 г. Гродно»

Срок действия Программы

2016 – 2020 годы

Разработчики Программы

Заместитель  директора по воспитательной работе Шледнёв А.В., творческая группа классных руководителей, специалисты социально-педагогической и психологической службы, педагоги-организаторы

Основания для разработки Программы

   Кодекс Республики Беларусь об образовании;

   Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь

   Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы

   Комплексная программа воспитания детей  и    учащейся    молодежи    в г. Гродно на 2016-2020 годы

Комплексная программа воспитания детей и учащейся молодёжи в Гродненской области на 2016-2020 годы

Комплексная программа воспитания детей и учащейся молодёжи в Октябрьском районе г. Гродно на 2016-2020 годы

Цель

создание дополнительных условий для воспитания и социально-педагогической поддержки развития обучающихся  как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан на основе  идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа.

Задачи 

 1.Создание условий для раскрытия потенциала личности, способной оценивать свои возможности, с целью позитивной реализации себя в обществе.

2.Повышение эффективности взаимодействия субъектов образовательного  процесса.

3.Отработка современных технологий, эффективных форм и методов воспитания, поддержка инновационной деятельности педагогов.

4.Повышение роли ученического самоуправления, активизация деятельности детских и молодёжных общественных организаций.

5.Развитие  здоровьесберегающей  среды,  способствующей формированию у школьников потребности в ведении здорового образа жизни.

Приоритетное направление  

Формирование нравственного самосознания личности 

Тематические блоки 

«Гродно – город приграничный»

«Гродно – город интеллектуалов, тружеников и профессионалов»

«Гродно – город-музей под открытым небом»

«Гродно – город, дружественный детям»

Ожидаемые результаты  

- рост социальной зрелости и общей культуры обучающихся;

- реализация новых подходов к формированию развивающей среды, наиболее  полному выявлению и развитию способностей и интересов детей;

- выработка у обучающихся потребности    в ведении здорового образа жизни;

- удовлетворение потребности детей в занятиях по интересам, обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей;

- рост удовлетворенности всех участников воспитательного процесса в школе;

- рост  показателей  рейтинга учреждения образования   в районе, области.

Структура Программы

1.Паспорт программы

2.Введение

3.Актуальность

4.Цель и задачи

5.Принципы  организации  процесса воспитания

6.Основное  направление

7.Тематические блоки

8.Научно-методическое и кадровое обеспечение воспитания

9.Информационное обеспечение воспитания

10.Ожидаемые результаты

вернуться к содержанию

Аннотация

            Настоящая программа является Программой воспитательной работы учреждения образования на 2016-2020 годы, предполагает включение всех обучающихся, независимо от возраста, в активную социально значимую  деятельность, осуществляется как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности.
 

Анализ социально-педагогической ситуации

            Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в учреждении образования обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

            Решение этих задач возможно в условиях использования инновационных подходов к организации воспитания, межведомственного взаимодействия субъектов, реализующих программы воспитания, и при участии общественности.

            Содержание воспитательной работы учреждения образования определяется Концепцией, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также Комплексными программами воспитания детей и учащейся молодежи в Гродненской области, в г. Гродно на 2016-2020 годы.

           Средняя школа № 31 начала свою работу с 1990 года.  С этого момента внимание педагогического коллектива сосредоточено на создание условий для развития личности учащихся, их творческих и индивидуальных способностей.

             Для  реализации Программы  имеется необходимая  материальная база. В школе имеются 46 учебных кабинетов, актовый зал, 2 спортивных зала, библиотека, мастерские, кабинеты медицинской, социально-психологической и логопедической службы.

          В школе обучается более 1498 учеников и работает  сплоченный профессионально компетентный коллектив педагогов. Из 137 педагогов школы 61 являются классными руководителями, среди которых:  с высшей категорией – 27 (42,2%); с 1 категорией – 29 (45,3%); с 2 категорией – 3 (4,7%), без категории- 5 (7,8%). Стаж работы до 5 лет – 2 (3,1%), от 5до 10 лет – 4 (6,3%), от 10до 15 лет – 9 (14,1%), более 15 лет – 49 (76,5%).  Педагогический коллектив в своей деятельности сотрудничает с родительской общественностью. Это 1442 семьи, их них многодетных -91, 6 опекунских семей, 6 семей, где дети признаны находящимися в социально опасном положении.

           Учреждение образования работает в 2 смены режим. В школе действует широкий спектр объединений дополнительного образования, секций, есть научное общество старшеклассников, работают детские и молодежные общественные организации, что позволяет учитывать и развивать различные интересы и способности детей.

        Педагогический коллектив ведет активный поиск методических основ  системного и личностно-ориентированного подхода в своей работе.

К числу «сильных» сторон СШ № 31 следует отнести :

  • высокую теоретическую и психологическую подготовку педагогов, восприимчивых к инновационной деятельности;
  • благоприятный нравственно-психологический климат в  коллективе;
  •  авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений  города;
  •  широкий спектр дополнительного образования, учитывающего запросы учащихся и их родителей;
  • высокая удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы.

        К числу основных проблем образовательного процесса и жизнедеятельности школьного сообщества следует отнести:

  • недостаточно эффективную систему социально-психологической поддержки образовательного процесса;
  • потребность в проведении системной работы по укреплению здоровья учащихся;
  • недостаточно эффективную работу органов ученического самоуправления и общественных организаций;
  • определенную рассогласованность в работе классных руководителей и СППС по профилактике противоправного поведения учащихся.

            В учреждении образования в целом успешно реализуются основные подходы и направления воспитания. В социальной, идеологической и воспитательной работе определены следующие направления: гражданское и патриотическое, духовно-нравственное и правовое воспитание; развитие детских и молодежных инициатив, ученического самоуправления; формирование здорового образа жизни среди несовершеннолетних; профориентационное и трудовое воспитание; взаимодействие учреждения образования с семьей, трудовое воспитание, организована работа учреждения образования в шестой школьный день.

вернуться к содержанию

Концептуальные основания воспитания

            Воспитание выступает одним из важнейших элементов и инструментов прогрессивного развития общества как непрерывного процесса смены поколений. Воспитание — целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося. Любое общество, выстраивая воспитательную систему, стремится построить процесс с ориентацией на достижение определенного идеала; то есть того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях. В соответствии со статьей 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Конечная цель – формирование личности гражданина, патриота, труженика, семьянина.

Воспитательный процесс реализуется тремя главными социальными институтами: семьей, школой и обществом, но ведущая роль остается за самим ребёнком, то есть воспитание становится успешным только тогда, когда оно превращается в программу самовоспитания. Воспитание направлено на создание условий для освоения личностью культуры человечества и формирование личностной готовности к сохранению и развитию культуры (своей, семейной и общественной). Программа    вызвана  необходимостью  разработки  новых воспитательных подходов в целях подготовки разносторонне развитого человека,  ориентированного  в  современной  системе  ценностей, способного  к  активной  социальной  адаптации,  готового  к самостоятельному жизненному выбору в новых условиях современного на  основе взаимодействия школы с   субъектами социализации.

            Целенаправленному развитию личности способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов воспитания:

            принцип вариативности, выражающийся в ориентации процесса программирования на создание пространства для самореализации участников программы, определения индивидуальной траектории развития каждого из них;

            принцип природосообразности воспитания - учёт прав пола, возраста, наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых, ответственности за саморазвитие, за последствия своих действий и поведения;

            принцип сотворчества, выражающийся в том, что программа создаётся, развивается и реализуется всеми её участниками, согласующими свои ценностные ориентации и цели взаимодействия, приоритетные направления деятельности, способы достижения цели;

            принцип динамики заключается в том, что программа находится в постоянном развитии (в соответствии с  динамикой социокультурного развития общества, социума, образовательной среды, развития коллектива, его участников и личности каждого субъекта воспитательного процесса), и в механизмы реализации программы закладываются механизмы её развития;

            принцип гуманизма  к субъектам воспитания, в процессе которого устанавливаются равноправные партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса, которые могут быть и субъектами и объектами воспитания;

            принцип культуросообразности обеспечивает опору воспитания на национальную культуру, традиции, духовные идеалы;

            принцип толерантности как наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;

            принцип созидательной творческой деятельности, выражающийся в ориентации Программы на формирование у её участников позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром, самореализации в социально и личностно значимой творческой деятельности.

            принцип эффективности - как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;

            принцип социального закаливания - как включение школьников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. 

Программа  предоставляет  субъектам  образовательного  процесса возможность  поиска  инновационных  направлений  деятельности, выбора  форм  и  методов  организации  воспитательной  работы, предполагает  творческий  подход  педагогических  работников  к  ее реализации  с  учетом  интересов,  потребностей,  индивидуальных особенностей обучающихся и их законных представителей.

Программа является документом, определяющим перспективы и стратегию  деятельности  основных организаторов  и  участников воспитательного процесса до 2020 года. Она способствует определению приоритетных  направлений  и  содержания  воспитательной деятельности, поиску и внедрению активных форм и методов развития и саморазвития учащихся, формированию психолого-педагогического потенциала, профессионального мастерства субъектов воспитания.

вернуться к содержанию

Цель и задачи программы

Цель - создание  дополнительных  для воспитания и социально-педагогической поддержки развития обучающихся как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан Беларуси, сознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанных в духовных и культурных традициях белорусского народа.

Задачи:

1.Создание условий для раскрытия потенциала личности, способной оценивать свои возможности, с целью позитивной реализации себя в обществе

2.Повышение эффективности взаимодействия субъектов образовательного  процесса.

3.Отработка современных технологий, эффективных форм и методов воспитания, поддержка инновационной деятельности педагогов.

4.Повышение роли ученического самоуправления, активизация деятельности детских и молодёжных общественных организаций.

5.Развитие  здоровьесберегающей  среды,  способствующей формированию у школьников потребности в ведении здорового образа жизни.

вернуться к содержанию

Содержание воспитания

            Приоритетные направления образовательной политики раскрываются через образ «Гродно – центр культуры» как желаемый образ будущего системы воспитания города. Содержание воспитания оптимизировано согласно действующим нормативным правовым документам в четырех тематических модулях:

1.         «Гродно – город приграничный»;

2.         «Гродно – город интеллектуалов, тружеников и профессионалов»;

3.         «Гродно – город-музей под открытым небом»;

4.         «Гродно – город, дружественный детям».

Содержание воспитания модуля «Гродно – город приграничный» направлено на формирование гражданственности и патриотизма посредством изучения истории родного края, приобщения к историко-культурному наследию Гродно, Беларуси; толерантности, уважения к иным народам и культурам, равенства и сосуществования социальных групп, представителей рас, религий, этносов. Предусматривает формирование целостной, политически грамотной, сознательно участвующей в социальной жизни общества личности, когда обучающийся проявляет себя не только как объект, но и как субъект государственной идеологии; установление позитивных открытых отношений учреждений образования с зарубежными партнерами, соседями из других регионов Беларуси.

Содержание воспитания модуля «Гродно – город интеллектуалов, тружеников и профессионалов» направлено на формирование ценностного отношения к труду, социальной значимости профессиональной деятельности; выработку качеств трудолюбия, ответственности, самостоятельности, конкурентоспособности, инициативности, предприимчивости, стремления к достижению более высоких результатов. Предусматривает воспитание экономической культуры личности посредством развития молодежного предпринимательства, приобщения детей и молодежи к социально значимой деятельности через создание и функционирование учебных фирм, компаний, технопарков, стартап центров.

Содержание воспитания модуля «Гродно – город-музей под открытым небом» направлено на формирование у юных гродненцев представлений о нравственных основах общества, воспитание высоких моральных качеств; включает знания о правовых основах брачно-семейных отношений, об основных функциях и закономерностях развития современной семьи, ролевом поведении в семье, особенностях воспитания детей. Предусматривает воспитание эстетического отношения к природе и искусству, развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами, приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, к ценностям экологического характера, а также осознание детьми и учащейся молодежью значимости культуры быта в собственной жизни и жизни окружающих людей.

Содержание модуля предполагает приобщение обучающихся к соблюдению правил безопасности, приобретение знаний и навыков действий в случае возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций.

Содержание воспитания модуля «Гродно – город, дружественный детям» направлено на развитие эмоционально-ценностной сферы личности, творческого потенциала и ресурсных возможностей личности; формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; развитие коммуникативных способностей; коррекцию личностного развития и поведения; стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации.

Эффективным результатом реализации содержания воспитания всех модулей Программы станет присвоение, признание каждым учащимся, что «Гродно – мой город».

вернуться к содержанию

Планируемый результат:

В ходе реализации Программы ожидаются следующие результаты:

успешная социализация личности в современном обществе;

сформированность гражданской и правовой культуры, гражданского и национального самосознания, проявление социальной активности обучающихся в процессе идеологического воспитания, деятельности органов ученического самоуправления, детских и молодежных общественных объединений;

сформированность информационной и политической культуры, умений применять передовые достижения в области информационных технологий, средств информатизации, создавать информационный продукт;

обеспечение информационной безопасности, минимизация рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию детей и учащейся молодежи;

приобщение обучающихся к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям;

сформированность поликультурной компетентности, умений противостоять политическому и религиозному экстремизму;

сформированность умений и навыков деловой активности молодежи, создание условий для актуализации предприимчивости, инициативы, обеспечение оптимальных условий для профессионального самоопределения и обучения, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда;

овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни, обеспечение эффективной системы предупреждения противоправного поведения, выявления и профилактики зависимостей в молодежной среде; увеличение количества молодых людей, постоянно занимающихся физкультурой и спортом;

сформированность у обучающихся экологической культуры, усвоение знаний о природных объектах, процессах и явлениях, их взаимообусловленности;

сформированность профессиональной культуры личности, понимания пользы труда, потребности в трудовой деятельности, культуры трудовой деятельности в современных условиях, выработка качеств трудолюбия, ответственности, самостоятельности, развитие у обучающихся трудовых умений и навыков, осознание ими трудовой и умственной активности как условия социальной и личностной успешности;

сформированность психологической культуры личности, гуманистических отношений между субъектами образовательного взаимодействия, развитие всех сфер личности, стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации;

сформированность семейных ценностей, эффективная подготовка обучающихся к семейной жизни, развитие культуры взаимоотношений между полами;

приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие эстетического отношения к природе и искусству, развитие эмоциональной сферы личности, реализация творческого потенциала детей и учащейся молодежи, обеспечение широких возможностей для их включения в различные виды социально значимой деятельности;

осознание детьми и учащейся молодежью значимости культуры быта в собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание человека-хозяина, способного успешно справляться с бытовыми задачами, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности;

формирование ответственной, конкурентноспособной личности, готовой к жизни в обществе, эффективной трудовой и профессиональной деятельности, принятию осмысленных решений, развитию и процветанию Республики Беларусь.

вернуться к содержанию

Мониторинг воспитательного процесса

Аспекты исследования

Диагностические средства

Развитие социальной активности обучающихся

  • Педагогические наблюдения
  • Карта учёта достижений
  • Социометрия
  • Методика «Ценностные ориентации»

Ценностные ориентации и направленность личности

  • Методика «Ситуация выбора»

Развитие коммуникативных качеств личности

  • Тест «Эмпатия»
  • Тест «Три Я»
  • Тест «Общительность»
  • Методика КОС (коммуникативные и организаторские способности)

Развитие творческого потенциала

  • Опросник для определения творческих наклонностей у школьника

Развитие познавательной сферы личности

  • Анализ текущей и итоговой аттестации
  • Методика изучения  развития познавательных  интересов личности ребёнка
  • Методы экспертной оценки и самооценки

Уровень правовой культуры

  • Пакет методик изучения правовой культуры

Уровень художественной культуры

  • Анализ результатов участия учащихся в конкурсах, фестивалях
  • Методы экспертной оценки

Интересы обучающихся

  • Методика «Мир моих интересов»
  • Методика «Карта интересов»
  • Социологический опрос

Физическое развитие

  • Выполнение контрольных нормативов по физкультуре
  • Анализ спортивных достижений

Уровень развития самоуправления

  • Методика исследования уровня развития самоуправления

Профессиональный уровень педагогов

  • Анкета «Учитель глазами детей»
  • Диагностика стиля педагогического общения
  • Диагностика модели взаимодействия педагога и обучающегося

Удовлетворённость участников образовательного процесса жизнедеятельностью в школе

  • Анкета «Психологический климат в классе, в школе»
  • Методика «Продолжение следует»
  • Методика изучения «Удовлетворённость школьной жизнью»

Репутация образовательного учреждения

  • Анкета «Оценка воспитательной деятельности школы»
  • Анкета «Поддержка школы родителями»
  • Опросник «Семья и школа как партнёры»

вернуться к содержанию

Информационное обеспечение воспитания

Организация  информационного  сопровождения  воспитания,  в том числе:

•   освещение в средствах информации лучшего педагогического опыта и актуальных вопросов воспитания;

• разработка на сайте учреждения образования веб-страницы, отражающей содержание современных форм воспитания;

• развитие  информационного  банка  передового  педагогического опыта в области воспитания;

• издание  брошюр  по проблемам воспитания;

• использование  веб-сайта  учреждения  образования  в  целях повышения  психоло-педагогической  культуры  учителей, обучающихся и их  законных представителей;

• развитие  базы  данных  инновационных  форм   и  методов воспитания;

• освоение  современных  информационно-компьютерных технологий  и  развитие  технологических  компетенций обучающихся и педагогических работников.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.